обсудить в сообществе ДЦП

Почему у детей с повреждением нервной системы возникает детский церебральный паралич

Подготовлено:
Почему у детей с повреждением нервной системы возникает детский церебральный паралич
Почему у детей с повреждением нервной системы возникает детский церебральный паралич
Поражение центральной нервной системы плода и новорожденного приводит не к утрате ранее приобретенных двигательных навыков, а к нарушению их приобретения и правильного развития.
обсудить в сообществе ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) напоминает инсульт у взрослых людей. Однако ДЦП — заболевание, возникающее с рождения, и поэтому больной ребенок не имеет исходных двигательных навыков, а также правильных представлений о том, какими они должны быть. Таким образом, поражение центральной нервной системы плода и новорожденного приводит не к утрате ранее приобретенных навыков, а к нарушению их приобретения и правильного развития.

У всех детей, как здоровых, так и больных, развитие двигательных функций происходит постепенно, с прохождением отдельных стадий. Этот процесс достаточно четко запрограммирован природой и зависит от степени зрелости нервной системы. Развитие же нервной системы, в свою очередь стимулируется наличием определенных, уже приобретенных двигательных навыков. Таким образом, развитие двигательных функций — это непрерывный процесс обмена информацией между центральной нервной системой и ее исполнителями, то есть мышцами конечностей, шеи и туловища.

Как, например, начинает ходить обыкновенный здоровый младенец? Сначала он учится удерживать в правильном положении голову. Это достигается за счет двух врожденных рефлексов. Первым у ребенка появляется «защитный» рефлекс. «Защитный» рефлекс формируется очень рано, на 2–3-й день жизни. Заключается он в том, что если положить ребенка на живот, то он рефлекторно поворачивает голову вбок.

При выкладывании на живот здоровый младенец постепенно начинает поднимать голову. К концу первого месяца жизни малыш уже поднимает голову вверх или «держит голову», как говорят педиатры. Детские неврологи называют это «рефлекс с головы на шею».

Следующим этапом развития движения является научение ребенка присаживанию и перевороту со спины на живот и с живота на спину.

За присаживание ребенка отвечает так называемый симметричный шейный тонический рефлекс. Он заключается в следующем: если ребенку, находящемуся в положении на спине, слегка пригнуть голову к груди, то у него повышается тонус в мышцах-сгибателях рук и мышцах-разгибателях ног. При этом если ребенок держится за что-то ручками, то он начинает подтягиваться и присаживаться — таким образом малыш учится садиться из положения лежа.

Переворачиваться ребенку помогает асимметричный шейный тонический рефлекс, который заключается в следующем: если в положении на спине повернуть голову ребенка в сторону, например, вправо, то его правые конечности выпрямляются, а левые, наоборот, сгибаются, при этом активируются мышцы спины, ответственные за переворачивание тела, и ребенок постепенно учится переворачиваться.

Так, благодаря ряду врожденных рефлексов, которые последовательно включаются и выключаются в определенном возрасте, этап за этапом, происходит созревание двигательных функций грудного ребенка. Задержка такого «включения» или «выключения» рефлекса приводит к искажению формирования двигательной функции или же к полному ее отсутствию, что и наблюдается у детей, больных детским церебральным параличом.

Источник:

Методические рекомендации родителям о ДЦП, разработанные Научно-практическим Центром детской психоневрологии Департамента здравоохранения г. Москвы

В материале использованы фотографии, принадлежащие socialmedik.com
обсудить в сообществе ДЦП

Новые статьи

все статьи

Профилактика стоматологических проблем

Соблюдение гигиены полости рта обеспечивает красоту и здоровье зубов. Она включает в себя несколько важнейших правил, которые необходимо соблюдать всем, кто желает как можно дольше сохранить собственные зубы. Если регулярно ухаживать за полостью рта, то можно предотвратить кариес, заболевания десен, неприятный запах изо рта и многие другие стоматологические проблемы.

«Живые» витамины

В разгар сезона овощей и фруктов совершенно необходимо подзарядить себя «живыми» витаминами. Помидоры и огурцы, салат и капуста, клубника и малина должны прочно обосноваться на наших столах. Употреблять желательно больше местных овощей и фруктов. В витаминный сезон полезно все, что созрело на грядке, но есть витаминная топ-десятка, которая, даст фору всем остальным.

Сообщества

Форумы

Желтуха новорожденных: норма или повод для беспокойства?

Появление ребенка – волнительное событие. Ведь для мамы очень важно, чтобы у малыша было все в порядке: сон, аппетит и… цвет кожи.

Запрещенные и разрешенные лекарства при грудном вскармливании

Во время грудного вскармливания иногда возникает необходимость приема лекарственных препаратов. Можно ли продолжать кормить малыша грудью? Отвечает доктор Комаровский.