Жадный ребенок: стадия взросления или результат воспитания?

Подготовлено:
Жадный ребенок: стадия взросления или результат воспитания?

Жадный ребенок: стадия взросления или результат воспитания?

Жадный ребенок: стадия взросления или результат воспитания? Жадный ребенок: стадия взросления или результат воспитания?
  Детская жадность – первый порок, с которым родителям нужно бороться. Но важно это делать так, чтобы ребенок не ожесточался из-за попытки взрослых его перевоспитать.

Детская жадность начинает проявляться, в среднем, с двухлетнего возраста. В этот период многие малыши перестают делиться своими игрушками, отбирают чужие, отказываются оставлять что-нибудь вкусное домочадцам и с криком игнорируют просьбы родителей не быть жадными.

Подобное поведение вызывает тревогу: «А не останется ли это качество надолго?» Как успешно бороться с проявлениями детской жадности, чтобы не травмировать психику ребенка и ненавязчиво объяснять ему правила культурного поведения?

 

Нежелание делиться проходит спустя время, если оно не вызвано психологическими проблемами. К примеру, ревностью старших детей к младшим или повышенной потребностью во внимании взрослых к себе. В этих случаях родителям важно попытаться вместе с крохой понять и преодолеть чувства, провоцирующие жадность.

 

Привязанность к игрушкам – явление временное

К двум годам жизни дети начинают осознавать, что есть вещи, которые принадлежат только им. Эти предметы, и игрушки в том числе, малыш воспринимает как часть самого себя. Поэтому  при каждой попытке забрать что-нибудь из вещей начинает защищать свою собственность. В качестве примера ­– картина с детской площадки, где многие дети гуляют, крепко прижимая  к себе кукол, машинки, мягкие игрушки.

Спустя полгода  ситуация меняется: дети по-прежнему осознают свою собственность, но уже не чувствуют себя с личными вещами или игрушками единым целым.

Поведение родителей при проявлении детской жадности

Стратегию борьбы с детской жадностью важно строить с пониманием хода мыслей маленького человека:

  • Не ругать малыша (ссылка на статью) за жадность, ведь он предположит, что его родители защищают другого ребенка. Это может спровоцировать агрессию по отношению к другим детям.
  • Попытаться уговорить малыша отдать свою игрушку на время другому ребенку, мотивируя тем, что на площадке или в песочнице принято делиться игрушками.
  • Объяснить крохе, что игрушку у него не заберут насовсем, а вернут после игры;
  • Дети поступают в соответствии со своим представлением о себе. Поэтому родителям необходимо постоянно внушать малышам, что те добрые и щедрые.
  • Хвалить ребенка, даже если он делится одной конфетой из тех, которые у него в избытке. Так родители сумеют культивировать в малыше стремление к избавлению от жадности.

Распространенные ошибки родителей при проявлении детской жадности

  • Обращайте внимание, сколько раз в день говорите ребенку такие слова: «Ты жадный (лентяй, злой, неряха)!» Ребенок верит в это: чем он младше, тем легче поддается внушению. Поэтому, когда в присутствии других детей малыш начинает вести себя именно так, крайне непоследовательно укорять его в неправильном поведении.
  • Не отнимайте игрушки у ребенка силой, ведь это может послужить плохим примером. Малыш предположит, что тот, кто сильнее, имеет право отбирать. Таким образом, вместо воспитания щедрости родители могут посеять в ребенка зачатки агрессии.
  • Ни в коем случае не применяйте физическое наказание, если ребенок отказывается возвращать чужие игрушки владельцу.

 

В период от трех до пяти лет дети уже понимают, что, делясь игрушками с другими, они получают право играть вместе. По мере взросления и общения ребенок сам научится делиться, осознав, что это залог интересного общения.

 

Творческий подход к избавлению от проявлений жадности

  • Собирая ребенка на прогулку, давайте ему не одно печенье или сок, а сразу два. Это необходимо, чтобы у малыша не возникало ощущение «последнего куска».
  • Предложите малышу в день его рождения угостить всех детей в детском саду (на детской площадке, в песочнице) конфетами.
  • Применяйте сказкотерапию, где главный герой-жадина остается без друзей из-за того, что не хотел ни с кем делиться.
  • Отправляясь в гости к сверстникам, берите с собой любимые игрушки ребенка. Это поможет снизить вероятность конфликта между детьми.
  • Пересмотрите свое поведение по отношению к ребенку. Возможно, что именно родители показывают пример жадности.

Шанс на «выздоровление» от вредной привычки

Чтобы ребенок быстрее научился относиться к личным вещам не жадничая, родителям  необходимо создавать в семье комфортную атмосферу: делиться друг с другом фруктами или конфетами, воспитывать в малыше понимание того, что жадность может лишить его друзей. Но здесь есть грань, переступив которую малыш может начать раздавать личные вещи без шанса на их возврат.

Дети всегда подражают родителям. Поэтому показывайте ребенку на площадке, как надо просить для игры понравившуюся вещь, а затем благодарить за это. Ведь если мама ведет себя спокойно и вежливо, то и малыш станет перенимать эту модель поведения и забудет о жадности.

 

Порой за жадностью скрывается жажда лидерства. Это свойство присуще детям, которых взрослые баловали и потакали всем их прихотям. В таких семьях дети вырастают уверенными в том, что их желания – самые главные. 

 


Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог: «Морально-нравственные качества формируются у детей уже в школьном возрасте, а в дошкольном существует принятие или непринятие взрослыми той или иной формы поведения ребенка. Доминирующим является позитивное подкрепление поведения ребенка: хвалите его за «правильные» поступки, прижимайте к себе и всячески одобряйте его достижения.

Известно, что ребенок с особым вниманием относится к новым предметам и игрушкам. Наигравшись, освоив игрушку, он с удовольствием ей делится и меняется на другую. Трудно поделиться  новой и такой желанной игрушкой. Поэтому не берите  ее в гости или на прогулку, лучше взять пару тех, которыми легко поделиться и на время поменяться с другими детьми.

Если ребенок взял чужую игрушку и не желает ее отдавать, отвлеките его, мягко попросите отдать чужую вещь или договоритесь, как и когда вы вернете чужую игрушку. И помните главное: ребенок не жадный, он просто еще не научился быть щедрым, но с помощью родителей все сможет и всему научится».

Эксперт: Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог
Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Сообщества

Форумы

Роды: шаг за шагом

Как понять, что начались роды? Когда ехать в роддом? Что будет происходить в роддоме? Как тужиться? Ответы на эти и многие другие вопросы в нашей пошаговой инструкции.

УЗИ органов брюшной полости

УЗИ органов брюшной полости – безболезненный и чрезвычайно информативный метод, позволяющий за 10–15 минут получить исчерпывающую информацию о состоянии внутренних органов.