обсудить в сообществе ДЦП

От простого к сложному: 8 способов развития внимания у ребенка

Подготовлено:
От простого к сложному: 8 способов развития внимания у ребенка

От простого к сложному: 8 способов развития внимания у ребенка

От простого к сложному: 8 способов развития внимания у ребенка От простого к сложному: 8 способов развития внимания у ребенка
Как развивать и тренировать внимание малыша-дошкольника, чтобы он умел концентрироваться на предмете, не отвлекаясь на посторонние факторы? Предлагаем несколько способов.
обсудить в сообществе ДЦП

Внимание – одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможно достичь успехов в игре, учебе и спорте. Поэтому так важно развивать внимание с раннего возраста.

 

 

Энциклопедическая справка
Внимание отличают внешние и внутренние проявления. Признаки внешних проявлений:
напряженная поза и сосредоточенный взгляд. Признаки внутренних проявлений
внимания: учащение сердцебиения и дыхания, выделение адреналина в крови.

 

 

7 граней внимания

Внимание обладает рядом свойств:

  • объемом;
  • устойчивостью;
  • концентрацией;
  • избирательностью;
  • распределением
  • переключаемостью;
  • произвольностью.

Последствия нарушения свойств внимания

Важно знать, что нарушение даже одного из свойств внимания может привести к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. При малом объеме внимания возникнет невозможность концентрироваться сразу на нескольких предметах. Неустойчивое внимание и слабая концентрация скажутся на быстром отвлечении и ослаблении интереса. При недостаточной избирательности не получится концентрироваться на каком-либо отдельном элементе материала, необходимом для решения вопроса. Неумение переключать внимание усложнит процесс обучения, так как ребенку будет непросто направлять мысли в новое направление. Слабо развитая способность распределения внимания скажется на неумении качественно выполнять несколько дел одновременно. А вот при недостаточной произвольности внимания усложнится способность сосредоточиться  на чем-либо другом по просьбе другого человека.

 

Дети 5,5–6,5 лет примерно в 4 раза дольше могут заниматься малоинтересным
для них делом и почти в 5 раз реже отвлекаются на посторонние объекты по сравнению
с детьми 2,5–3,5 лет. Младшие дошкольники могут играть в одну и ту же
игру 30–50 минут, а к 5–6 годам длительность игры возрастает до 2 часов.

 

8 способов развития внимания

Способ развития внимания № 1: проявление эмоций
Дети дошкольного возраста не могут долго концентрировать свое внимание на одной задаче. Известно, что чаще всего они отвлекаются на дело более эмоционально привлекательное. Поэтому во время развивающих игр или занятий взрослым необходимо не прятать эмоции и не превращать занятия в сухой и скучный урок.

Способ развития внимания № 2: подробный и понятный инструктаж
Независимо от того, предстоит ребенку игра или учебное занятие, взрослый должен подробно объяснить малышу, что ему требуется делать. Пошаговая инструкция поможет лучше понять задачу.

Способ развития внимания № 3: способность запоминать инструкцию
Ребенка важно научить удерживать инструкцию в памяти на протяжении всего занятия. Для проверки взрослым рекомендуется просить малыша комментировать свои действия, помогать другим участникам игры, а также повторять инструкции, полученные перед игрой или занятием.

Способ развития внимания № 4: приобретение навыков самоконтроля
Повторяя инструкцию во время игры, дети не только освежают ее в памяти, но и учатся анализировать свои действия. При этом многие самостоятельно находят допущенные ошибки и исправляют их.

Способ развития внимания № 5: задания, немного превосходящие потенциал ребенка
Чтобы ребенок учился удерживать свое внимание, развивающие занятия могут слегка превосходить его потенциал. Для этого можно периодически усложнять задачу, но при этом не ругать непоседу, если он начал отвлекаться. Правильнее говорить не «Не крутись», «Не отвлекайся», «Не смотри по сторонам», а, к примеру, «Допиши еще строчку, и пойдем играть».

Способ развития внимания № 6: выбор правильного момента для занятий
Дети сложно переключают свое внимание с одной задачи на другую, если были всецело погружены в первую, а их прервали. Поэтому стоит дождаться, пока интерес ребенка к предыдущему процессу не будет исчерпан.

Способ развития внимания № 7: создание комфортных условий для занятий
Чтобы ребенок не отвлекался во время занятий, в комнате должен быть минимум потенциальных отвлекающих факторов. Поэтому правильнее разделить помещение на игровую зону и учебную.

Способ развития внимания № 8: использование непроизвольного внимания
Если ребенок внезапно отвлекается от учебного процесса, возвращать его внимание надо не в приказной форме, а нестандартным методом. В зависимости от детского возраста это может быть почтальон с важным письмом о продолжении игры или занятия, звон колокольчика или хлопок в ладоши. 

 

В дошкольном возрасте у ребенка формируется произвольное внимание,
предполагающее тщательное выполнение интересных и неинтересных заданий.
Уровень развития произвольного внимания во многом определяет
успешность обучения ребенка в школе.

 

Развитие внимания: от простого к сложному

В дошкольном возрасте детей проще учить новому в игровой форме: запоминать буквы и цифры, читать и писать. Поэтому даже в самом скучном, на первом взгляд, процессе взрослым необходимо найти «изюминку», чтобы ребенку было интересно приниматься за дело и, что самое главное, не испытывать желания отвлекаться на посторонние факторы.

Галина Ярошук, кандидат медицинских наук, профессор, клинический психолог: «В первые месяцы жизни у ребенка отмечается только непроизвольное внимание: начиная с 3 месяца он все больше интересуется внешними объектами, наиболее близкими к нему, а в 5–6 месяцев он уже может длительно рассматривать предмет, ощупывать его, брать в рот.

Зачатки произвольного внимания обычно проявляются к концу 1 года жизни малыша, в 2–3 года ребенок рассматривает картинки всего 6–8 секунд, а к 6 годам все больше проявляется произвольный характер внимания  – в этом возрасте дошкольник обычно сосредотачивает свое внимание на объекте от 12 до 20 секунд.

Общение и прогулки с родителями, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование предметами, рассматривание картинок с заданной целью – все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы, внимание, память».

 

 

5 причин устойчивости детского внимания:

  • общее состояние организма;
  • эмоциональное состояние ребенка;
  • тип нервной деятельности;
  • наличия интереса к деятельности;
  • условия, созданные для занятий.

 


Эксперт: Галина Филиппова, врач-терапевт, кандидат медицинских наук
Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com
обсудить в сообществе ДЦП

Новые статьи

все статьи

Бактериологическое исследование мокроты на флору: значимость и этапы проведения

Узнайте, как бактериологическое исследование мокроты помогает выявить возбудителей инфекций дыхательных путей и подобрать эффективное лечение. Подробно о процедуре, этапах и значении анализа мокроты на флору.

Почему Лего — лучшие игрушки в мире для детей

Лего — это не просто игрушка, а целый мир возможностей для детей. Узнайте, как игрушки Лего способствуют развитию креативности, улучшению моторики и обучению через игру.

Новости

все новости

Сообщества

Форумы

Настроение после родов: как правильно понять молодую маму

Послеродовой период иногда осложняется резкой сменой настроения молодой мамы. Близким важно знать причины этих противоречий, чтобы помочь ей справиться с эмоциями.

О чем расскажут шевеления плода

Шевеления плода вызывают у будущих мам множество положительных эмоций. Когда и как женщина чувствует шевеления плода? В каких случаях «поведение» плода может стать сигналом тревоги, а когда ...