Med

обсудить в сообществе ДЦП

Кондуктивная педагогика: отвлекитесь от парализованных мышц и смотрите на личность в целом

Подготовлено:
Кондуктивная педагогика изучает теорию и практику развития, воспитания и обучения, а также вопросы реабилитации и абилитации детей, имеющих церебральный паралич. Кондуктивная педагогика рассматривает ребенка как личность в целом, используя в работе с ним системный подход, стремится ввести и применить реабилитационные мероприятия во все виды деятельности в процессе всего дня.
обсудить в сообществе ДЦП

Кондуктивная педагогика была разработана в 1945-1967 гг. венгерским врачом и педагогом профессором Андрашем Петё, именем которого назван Институт Кондуктивной педагогики в Будапеште, Венгрия.

Петё не считал, что диагноз «нарушение опорно-двигательной системы» не оставляет больному никакой надежды и что у него есть лишь один выход – свыкнуться со своим дефектом. Напротив, он обозначал его сущность как общее нарушение познавательных способностей, которое отрицательно повлияло на моторику и на развитие личности в целом.

Для того, чтобы активизировать затормозившееся развитие личности, следует не лечить «нарушение опорно-двигательной системы», а по возможности развивать с помощью специальных  поддерживающих мероприятий лежащие в основе нарушенные познавательные процессы. В этом смысле система Петё произвела революцию в существовавших прежде подходах.

«Отвлекитесь, наконец, от парализованных мышц и займитесь личностью в ее целостности» - в этих словах Петё афористически выражен подход к развитию ребенка, не разделяющий душу, тело и сознание.

Целью кондуктивной педагогики является гармоническое целостное и взаимосвязанное развитие моторики, познавательных способностей, эмоциональности и социальных навыков детей на бытовом и интеллектуальном уровне. Целостность метода отражает и круг обязанностей педагога-кондуктолога, который создает возможности для обучения детей. Будучи убежденным, что каждый ребенок, даже с серьезными нарушениями, способен развиваться, «кондуктолог не считает ребенка неспособным, наоборот, предполагает, что до сих пор он был лишен возможности нормально учиться. Он ищет способности, заложенные в ребенке». Эта установка открывает родителям, привыкшим к методам лечения, в которых делается упор лишь на дефицитарность ребенка и симптомы болезни, обнадеживающую альтернативу.

Многие реабилитационные центры в нашей стране и за рубежом успешно используют в своей работе эти методики, однако не менее эффективным является проведение кондуктивной терапии в домашних условиях.

Важным компонентом для проведения такой работы является создание вокруг ребенка развивающей среды. Для ее создания Вам необходимо мысленно выделить несколько сфер жизнедеятельности Вашего ребенка – сон, гигиенические мероприятия, прием пищи, отдых, игра, обучение. Для каждой из этих сфер важно подобрать специальные приспособления – например, валики для придания правильного положения во сне, столик с поручнями и бортиками для приема пищи и развивающих игр, стул для придания правильной позы, поручни на стенах для активизации самостоятельной вертикализации и передвижения.

Многое из вышеперечисленного Вы можете увидеть в специализированных центрах, какое-то оборудование Вам может рекомендовать врач или кинезотерапевт, что-то Вы можете придумать сами, исходя из особенностей своего ребенка. Не забывайте о таких небольших приспособлениях, как специальные ложки, поильники, карандаши и ручки с муфтой – это оборудование стало появляться в продаже, кроме того, много из этого можно изготовить своими руками. Развивающим оборудованием может стать все, что привлекает ребенка и побуждает его к целенаправленной двигательной активности! Однако не злоупотребляйте такими «современными методами стимуляции» как телевизор, мобильный телефон, дисплей компьютера – дети охотно реагируют на эти сильные стимулы, но на фоне этого часто начинают игнорировать обычные игрушки и предметы.

Старайтесь по возможности вовлекать ребенка во все, что делаете дома – уборку, стирку, мытье посуды, обуви, приготовление пищи. В каждой деятельности старайтесь сначала давать ребенку возможность попытаться что-то сделать самому, если это не удается, доделайте начатое вместе. Важно в каждом маленьком деле достигать поставленной цели – хорошо, если эта цель станет понятной и желанной и для ребенка.

Не забывайте о поощрениях! Приступая к ежедневным занятиям под руководством специалиста или по его рекомендациям помните основные принципы кондуктивной терапии, которые актуальны для всех направлений комплексной реабилитационной работы. Они помогут Вам правильно организовать взаимодействие с ребенком и сделать занятия с ним полезными и интересными. Это возможно только в том случае, когда кондуктивная терапия станет образом жизни семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.

Запомните!

– Постоянная упорная тренировка каждый день: ни одного перерыва! Каждая остановка - это шаг назад, к слабости и беспомощности. Каждая уступка лени – это отступление и бегство.

– Активность и самостоятельность ребенка.

– Сознательная беспомощность родителя: если Вы поймали себя на мысли, что не можете больше смотреть на неудачные попытки ребенка и готовы что-то сделать за него – Вы жалеете не его, а себя. Если Вы сделали что-то за ребенка – Вы отняли у него шанс научиться чему-то новому!

Источник:

Методические рекомендации родителям о ДЦП, разработанные Научно-практическим Центром детской психоневрологии Департамента здравоохранения г. Москвы

Аннетте Финк «Кондуктивная педагогика А. Пeтё: Развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата», - М.: Издательский центр «Академия», 2003

В материале использованы фотографии, принадлежащие hunmedcenter.com