Популярно о памяти: какая она бывает и как ее улучшить

Подготовлено:
Одной из основных психических особенностей человека является память. И недаром древние греки считали, что богиня памяти Мнемозина – мать девяти муз, покровительствующая всем известным тогда искусствам и наукам.

Мне за долгие годы работы довелось выслушать немало жалоб от пациентов на «провалы» и «отказы» памяти, а то и на полное ее отсутствие.

Конечно, нередко подобные жалобы предъявляют пожилые люди. И для них этот симптом является обычно удручающим признаком склероза и старости, хотя частенько это далеко не так.

Но и люди утомленные или же просто «дезорганизованные», люди, перенесшие какие-то заболевания (тот же грипп), также порой жалуются на память.

Однако чаще всего эти переживания вызваны вовсе не каким-то серьезным «мозговым нарушением», это – всего лишь результат неумения правильно пользоваться возможностями, отпущенными природой, нежеланием или неумением концентрировать внимание, «притушить» панику; отсутствием элементарных навыков привлечь на помощь себе резервы памяти.

Ее разные лики

Не все знают, что само понятие памяти неоднозначно. Психологи делят память по ее характеру на два основных типа. Первый тип — так называемый образночувственный –присущ не только человеку, но собакам и лошадям, волкам и дельфинам, а тем более –обезьянам.

Человек (как и высшие животные) способен что-либо запомнить, только увидев собственными глазами, услышав собственными ушами, пощупав своими руками, выполнив что-либо в виде конкретного действия (эти подвиды памяти потому и называются зрительной, слуховой и двигательной) или же вычитав нечто в книге, породив в своей фантазии, прочувствовав в определенной ситуации (скажем, любовь или ненависть).

Однако только в сознании человека работа логики способна порождать определенные понятия типа: добро и зло, справедливость и равенство. И это уже второй тип памяти –его называют логически-смысловым.

Воспринимаемые нами образы, представления, как и рождающиеся в нашем сознании понятия, оставляют в мозгу следы, так называемые энграммы.

Ну а хорошая память –это и есть способность легко, продуктивно оперировать этими энграммами.

И еще следует знать, что в основе памяти лежат три главных взаимосвязанных процесса: 1) запоминание; 2) удержание, сохранение того, что запомнилось; 3) воспроизведение удерживаемой в памяти информации.

Кстати, близким к процессу воспроизведения является еще один важный процесс –так называемые узнавания или опознания, когда человеку приходится решать задачу, впервые ли он сталкивается с неким умозаключением, выводом (в том числе и научным), с определенным предметом, явлением или же нет.

И еще говорят о кратковременной («мимолетной») памяти и памяти долговременной.

Что это такое? К примеру, вы, посмотрев в записную книжку, быстро набираете несколько дней назад записанный в нее номер телефона. Но вот вам приходится набирать его второй раз, и что же? Если вы не подглядываете в записную книжку, то обычно уже не помните одну, а то и две цифры семизначного номера. А спустя несколько минут уже не помните и весь номер. Для того чтобы номер зафиксировался в вашем мозгу, должна быть задействована долговременная память. И тогда следует призвать на помощь внимание и целенаправленно повторять цифры этого номера несколько раз.

Вообще-то тренироваться и упражняться стоит в любом возрасте. И не следует бояться здесь перетренировок. Ибо известно, что человек использует в обыденной жизни не более 10 процентов потенциальных возможностей своей памяти. И потому тем, кто на приемах начинает ныть, что у них нет памяти, я убежденно заявляю: «У вас просто нет желания ее иметь, а точнее –ею пользоваться!»

Но что интересно: чаще всего ссылками на плохую память грешат вовсе не пожилые люди, а те же студенты, не умеющие правильно организовать свой учебный процесс, ломающие, игнорирующие рациональный режим умственного труда и отдыха, или просто ленивые люди.

Десять советов на каждый день

Рассказ о многочисленных специальных (так называемых мнемонических) приемах и упражнениях по улучшению памяти мог бы стать темой отдельной книги. И потому остановимся лишь на некоторых достаточно простых способах.

 

1. Не пытайтесь вдалбливать в утомленную голову чрезмерное количество информации – лучше с вечера просто ознакомьтесь с тем, что следует знать или выучить. Утром же попробуйте встать на 1–1,5 часа раньше обычного. Сделайте разминку. Примите душ (лучше контрастный). Разотритесь докрасна полотенцем и приступайте. За эти 1–1,5 часа занятий в вашей голове останется больше информации, нежели за весь вечер и бессонную ночь! Вот только не сидите все полтора часа подряд за своим рабочим столом–хотя бы раз в 30 минут следует на 1–2 минуты переключаться (а лучше всего – разминаться).

2. Никогда не твердите (особенно себе!), что у вас плохая память. Человек способен убедить себя в чем угодно –как в талантливости, так и (еще скорее) в бездарности!

3. Избегайте повторять на работе (особенно в присутствии начальника) как бы оправдывающую вас фразу: «Опять забыл (забыла)... ну что поделаешь – склероз!» Будьте уверены, подобная фраза выдвинет вас в список кандидатов на увольнение!

4. Вспоминайте и рассказывайте самому себе прочитанное, услышанное либо увиденное!

5.  Чаще считайте в уме! К примеру, вы стоите в очереди в кассу – не теряйте зря времени: прикиньте в уме, сколько вам нужно точно заплатить. Выгода тройная: тренировка памяти, к тому же время пройдет быстрее, и вас не обсчитают!

6.Учите или вспоминайте стихи!

7. В постели попробуйте, прежде чем заснуть, в деталях припомнить весь прошедший день – вот прозвонил будильник (во сколько?), вы вскочили, за окном поднималось солнце (или шел снег?), вы включили телевизор, диктор рассказывал о... и т. д. до самого вечера. Само собой разумеется, не следует «разматывать воспоминания» ушедшего дня, если в нем были какие-то волнующие, тревожащие вас события, ибо это может помешать засыпанию, нарушить сон.

8. Используйте свою способность к самовнушению. По методу Эмиля Куэ (об этом французском психотерапевте уже рассказывалось в начале книги), утром в «просоночном состоянии» и вечером перед засыпанием (в сходном состоянии) по 30 раз «на императиве», то есть убедительно повторяя, внушайте себе: «Сегодня моя память улучшилась! С каждым днем моя память становится все лучше и лучше! Я начинаю пользоваться резервами своей памяти!»

9. Если вы мучаетесь, что забываете какое-то нужное вам слово, воспользуйтесь одним несложным приемом: как только вы наконец вспомнили это слово, составьте с ним короткую и нелепую по смыслу фразу. К примеру, «печь» – «рыба-меч влезла на печь», или же «калька» – «суп-пюре с калькой» и т.п. Да, вы ведь помните, как мы заучивали в школе последовательность цветов радуги? Правильно: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан».

10. Ну а если вы должны что-то заучить механически, попробуйте разбить материал на смысловые куски, выделяя при этом главное и второстепенное, сложное и простое, аргументированное и бездоказательное. Но главное – все должно быть осмысленно, не уповайте на одно лишь механическое запоминание, на одну лишь зубрежку!

 

Также вы можете пройти тест и более точно оценить состояние своей памяти.

 

Автор: ТАРАСОВ Евгений Александрович, к.п.н., психотерапевт высшей категории

Сообщества

Форумы

Ранняя влюбленность: игра или всерьез?

Как быть, если ребенок в юном возрасте признается в любви? Чтобы не навредить его психосексуальному развитию, родителям нельзя упрекать малыша в неправильном поведении.

Есть ли идеальный возраст для беременности?

  Статистика утверждает, что с возрастом у женщины становится все меньше шансов зачать и родить здорового ребенка. Однако количество беременных от 30 лет и старше все увеличивается. Какой же возраст ...