Признаки шизофрении

Подготовлено:
Психический процесс у здорового человека протекает цельно, согласованно. Мысли, чувства, побуждения, действия он воспринимает как принадлежащие его «я». При шизофрении утрачивается единство личности и нарушается обычное, знакомое каждому человеку чувство «я», сознание «я».

Приведем краткое описание психического состояния одного из шизофреников, относящееся к началу его болезни. С некоторых пор он начал испытывать насильственное желание издавать громкий крик. Когда он сдерживал это желание, раздавался голос, который произносил циничные слова, угрозы. Вскоре в различных частях кожи начало появляться покалывание. Голос объяснил, что в теле больного устанавливается электрический аппарат, который должен управлять им. Постепенно чувство постороннего воздействия усиливалось. Спустя два года больной считал, что все его мысли, чувства, действия направляются извне, что в него вселилась чужая сильная личность. Он был крайне вял, пассивен, ничем не интересовался, почти все время проводил в постели.

У этого больного, как видно из описания, как бы произошло разобщение отдельных элементов личности, исчезла их согласованность. Он испытывал изменение «я». Его ощущения, мысли, действия начали становиться чуждыми, насильственными, они как бы образовали в нем вторую личность, которая, в конце концов, оттеснила первую. Больной чувствовал себя автоматом, выполняющим чужую волю.

Выдающийся русский психиатр Корсаков в своем учебнике психиатрии, изданном в 1901 г., описал заболевание, по клинической характеристике близко стоящее к шизофрении. Учебник вышел после смерти Корсакова, и мысли автора, к сожалению,   не   получили   дальнейшего    развития.         

Корсаков назвал это заболевание «дизнойя» и подробно описал характерную для него «диссоциацию идеи», «диссоциацию в душевном чувстве», «нарушение связи между идеями, чувствами и мимикой».

Блейлер, предложивший впоследствии назвать выделенное Крепелином «раннее слабоумие» шизофренией, исходил из того же признака. Он считал, что при этом заболевании наступает расщепление личности (шизофрения – от греческого слова «схидзо», что значит – расщепляю).

При шизофрении психические функции иногда оказываются глубоко нарушенными, но из этого не следует, что они утрачены. Шизофреники иной раз обнаруживают резкие изменения в картине болезни, зависящие как от самого течения болезни, так и от различных внешних условий, даже у больных, много лет находящихся в психиатрическом учреждении, как будто окончательно утративших способность нормального поведения и мышления, вдруг наступает просветление: они обращаются к врачу с просьбой о выписке, ведут себя нормально, а спустя некоторое время вновь погружаются в состояние психоза. В больничной практике наблюдаются случаи, когда выписка из больницы резко меняет состояние шизофреника: он сбрасывает с себя белье, не замечает ничего окружающего, произносит бессмысленные фразы, нелепо суетится, нечистоплотен, а за дверьми психиатрического отделения ведет себя упорядочение, отвечает на вопросы. Из этого не следует, что он чудесным образом выздоровел. Основные болезненные симптомы у него остаются, но возникает новая установка больного, наступает поворот к реальности.

Лечение шизофреников особенно часто показывает эту скрытую возможность перестройки.

Неожиданные сдвиги такого рода наблюдаются у некоторых шизофреников при заболеваниях, вызывающих высокую температуру, иногда также в результате опасной для жизни ситуации. Вместе с тем неблагоприятная внешняя обстановка, наоборот, вызывает у многих шизофреников ухудшение психического состояния. История психиатрии показывает, что «буйство», одичание шизофреников взначительной части вызывается плохими условиями содержания, устранением социальных интересов, стимулов  к трудовой деятельности.

Итак, при шизофрении психическое расстройство вызывается не столько разрушением психики, выпадением функции, сколько нарушением единства и целенаправленности психического процесса, их диссоциацией (это понятие противоположно ассоциации, означающей союз, связь). Поэтому шизофрению пытались, сравнивать с оркестром без дирижера, с машиной без горючего, с книгой, в которой перепутаны листы. Эти сравнения подчеркивали известную степень сохранности отдельных психических функций при нарушении их связи, согласованности.

При шизофрении отсутствует обычного типа слабоумие. Поэтому шизофреники в той или другой степени способны наблюдать наступающие у них ненормальные состояния, хотя и не дают им в большинстве случаев правильного объяснения. Сюда можно отнести слова Корсакова, касающиеся дизнойи: «Во многих случаях дизнойи поэтому нельзя говорить о слабоумии в тесном смысле слова, подобно тому, как нельзя говорить о слабоумии нормального человека во время сна... Как только спутанность проходит, так является возможность переработки представлений, и ум больного оказывается достаточно сильным». Еще в меньшей степени нарушается при шизофрении память. У больных резко ослаблено активное внимание, у них отсутствует или понижен интерес к окружающему миру, поэтому они многого не замечают и не стремятся запомнить. Вместе с тем при случае выясняется, что многие знания, события прекрасно сохраняются в их памяти.

Помимо диссоциации психики, расщепления личности, нарушения «я», важным признаком шизофрении является наступающий у больных отрыв от реальности, погружение в свой внутренний мир (аутизм). Многие шизофреники стремятся физически отгородиться от внешнего мира, ищут уединения, натягивают на голову халат, одеяло, почти не открывают глаз, не вступают в контакт, иногда совсем не отвечают на вопросы (мутизм), гораздо чаще отвечают односложно, отрывочно, не проявляя интереса к предмету беседы, стремясь прекратить ее. Они бывают поглощены болезненными ощущениями, восприятиями, мыслями, их переживания крайне своеобразны. Так, один из больных заявлял, что он живет много тысяч лет, много раз «переделывался», что в древности он был Адам, изгнанный из рая. «Я живу не первую жизнь. Я был двуглавым орлом. Каждое мое движение действует на других, даже каждое движение моих пальцев... Что-то делают с моим мозгом... Мои зубы имеют отношение к управлению организмом... Я лишился телевидения, которое свойственно всем людям... Я был наполнен энергией, а теперь начал выливаться... Я не могу следить за своим «я». Вы ведь имеете возможность видеть в зеркале все, что происходит. Я себя подвешивал, я был певчий. Из меня теперь тянут волю обрывают мысли, посылают мне воспоминания о далеком прошлом, о какой-то панихиде, на которой меня передавали из рук в руки. Когда-то я был водой, зажигал солнце, а теперь умертвлен».

При шизофрении наступают характерные изменения мышления. Больные игнорируют законы логики, легко наделяют слова новым смыслом и пользуются ими в необычном значении. Их речь подчиняется странным ассоциативным связям, часто становится малопонятной или бессмысленной.

Иногда шизофреническая речь принимает настолько разорванный характер, что целиком состоит из обрывков несвязанных между собой фраз.     

Часто шизофреническая речь имеет нелепо резонерский, вычурный, патетический характер.

Шизофрения ведет также к значительным эмоциональным нарушениям. Больные вследствие постепенно нарастающего угасания чувств, а также из-за отвлечения в сторону патологических переживаний утрачивают эмоциональный контакт с окружающими, проявляют безразличие, холодность в отношении родственников, прежних друзей. В далеко зашедших случаях они впадают в состояние душевной тупости. В начальных стадиях болезни, а также в период светлых промежутков могут наблюдаться повышенная чувствительность, эмоциональная ранимость.

Волевая, целенаправленная деятельность при выраженном шизофреническом психозе оказывается невозможной. Больные впадают в состояние неподвижности (ступор), часто испытывают торможение мыслей, задержку движений или вынуждены подчиняться насильственным   побуждениям, например, смеются без того, чтобы испытывать при этом желание смеяться. С другой стороны, многие из них в той или другой степени проявляют негативизм, сопротивляются попыткам исследовать их, обмыть, одеть, накормить, перевести их в другую комнату и т. д. Некоторые шизофреники автоматически совершают однотипные движения, гримасничают или застывают в одном положении, иногда очень неудобном, не испытывая потребности и возможности нарушить это состояние скованности. Наблюдается также двигательное и речевое возбуждение. Действия и речь больных становятся при этом беспорядочными, бессмысленными.

При шизофрении, особенно в хронической стадии болезни, очень часты слуховые галлюцинации, особенно в виде голосов. Больные слышат слова, фразы, во многих случаях лишенные понятного смысла, доносящиеся откуда-то со стороны, звучащие в голове больного или у него в горле, в животе и т.д. Часты также телесные галлюцинации. Больные испытывают необычные ощущения во внутренних органах, в мышцах, в коже, в голове. Собственное тело кажется больному чужим, измененным. Так, больной Л., 7 лет страдающий шизофренией, заявляет, что он весь «измененный, конструкция не та, изменение идет от полового органа вниз, грудная клетка тянет вниз, стягивает с головы, желудок несимметрично ногам, пища не в отвод идет, а в передние части брюшины и оттекает в ноги».

Также часты при шизофрении бредовые идеи, особенно бред преследования, отношения, физического воздействия, нередко ипохондрический бред и бред величия. Бредовые идеи отражают самочувствие больных. Отчасти они представляют собой ложное объяснение наступающего у больных непонятного состояния (нарушение чувства «я», насильственные мысли и действия, чувство чуждости внешней обстановки и т.д.).

Новые статьи

все статьи

Особенности отдыха в Краснодарском крае

Откройте для себя волшебство Краснодарского края, где природные красоты Черноморского побережья великолепно сочетаются с возможностями для оздоровления и активного отдыха.

Новости

все новости

Сообщества

Форумы

Роды: шаг за шагом

Как понять, что начались роды? Когда ехать в роддом? Что будет происходить в роддоме? Как тужиться? Ответы на эти и многие другие вопросы в нашей пошаговой инструкции.

УЗИ органов брюшной полости

УЗИ органов брюшной полости – безболезненный и чрезвычайно информативный метод, позволяющий за 10–15 минут получить исчерпывающую информацию о состоянии внутренних органов.