Med

Слово за слово: развиваем активный словарный запас ребенка

Подготовлено:

Слово за слово: развиваем активный словарный запас ребенка

Общение с крохой «на равных» позволит ему запоминать больше слов и обогатить ими собственную речь.

Марина гордится маленькой дочерью Настей, которая в 2-летнем возрасте уже умеет не только рисовать, но и довольно красочно объяснять свой художественный замысел. Молодая мама уверена, что словарный запас девочки обогатился благодаря тому, что она с 1,5 лет стала посещать детский сад и общаться с детьми старшего возраста. Насколько убедительно это предположение? И с помощью каких занятий можно способствовать формированию активного словарного запаса ребенка?

 

Родителям нужно знать, что одним из важнейших показателей динамики
речевого развития ребенка в возрасте до 2 лет является не столько объем его
активного словарного запаса, а то, насколько хорошо он понимает взрослую
речь и способен реагировать на словесное обращение.

 

Два типа словарного запаса

Словарный запас традиционно делится на активный и пассивный. Активный – это слова, которые ребенок произносит сам. Пассивный составляют слова, которые малыш понимает, но произносить в силу возраста еще не умеет. Поэтому задача взрослых – способствовать увеличению багажа активного словарного запаса крохи.

С ребенком нужно и важно разговаривать. Причем без сюсюканья, а по-взрослому, интонационно выделяя главные слова и не злоупотребляя уменьшительно-ласкательными выражениями. Общение с крохой «на равных» позволит ему запоминать больше слов, а по мере взросления и правильно произносить их.

Игра – лучший способ развития активного словарного запаса

Эффективнее всего развивать активный словарный запас малыша в игровой форме.

Игра «Телефонный разговор»
Так как ребенок обычно показывает жестами то, на что у него не хватает слов, играйте с ним в «Телефонный разговор». Малыш может разговаривать с кем-то из родственников или с друзьями. Причем разговор может быть как реальный, так и «понарошку». Так как при общении по телефону собеседника не видно, задача ребенка найти подходящие слова, чтобы рассказать, к примеру, во что он играл на детской площадке, что ел на обед, во что сейчас одет.

Разговариваем с игрушками
Хорошо развивают активный словарный запас игры, требующие словесного обращения. К примеру, с девочкой можно играть в куклы, укачивать их или кормить. С мальчиком – водить игрушечную машину, строить из кубиков дома, командовать солдатиками. Игра поможет ребенку придать привычным действиям иной вид – учиться разговаривать с игрушками как с людьми.

Игра в Незнайку
Если ребенок ленится называть знакомые ему слова, предпочитая показывать их, можно поиграть в «Незнайку и пропавшие вещи». Игра заключается в том, что Незнайка, в которого перевоплотится любой член семьи, будет неправильно называть предметы, названия которых ребенок знает и умеет, но ленится произносить. Если малыш не заметит  ошибки, вещь «пропадет». Небольшие предметы можно прятать в сумке или шкафу. Если ребенок исправит Незнайку, вещь будет «спасена» и возвращена на место.

Новые слова – по подобию уже знакомых
Родителям необходимо проанализировать слова, которые ребенок уже произносит. Затем предложить ему повторять слова, показывая при этом соответствующие им предметы. Важно, чтобы новые слова были похожи на те, которые малыш умеет выговаривать. Для большей результативности изучение новых слов стоит превратить в игру: изучение новой книжки или раскрашивание рисунка.

Игра с картинками
Дети любят рассматривать картинки, поэтому необходимо использовать это увлечение для развития их активного словарного запаса. Для игры необходимо подготовить парные картинки. Затем показывать первую, спрашивать ребенка, что на ней изображено, и предлагать найти аналогичную. Задача малыша – называть рисунок правильно. Если он затрудняется, взрослый должен подсказать, попросив ребенка повторить название. А затем найти парную картинку и вновь назвать то, что на ней изображено.

Чтение – пополнение активного словарного запаса
Читайте ребенку детские стихи, потешки и короткие сказки. Чтобы он не потерял интерес, прочтите пару строчек и расскажите, что нарисовано на картинке, так как к ним у малыша больше интереса, чем к тексту. Чем чаще взрослые будут читать детям книжки, тем лучше малыши станут узнавать персонажей, а со временем проявлять интерес не только к картинкам, но и к тексту. В результате ребенок запомнит стихотворение или потешку и начнет его повторять вслед за читающим.

Требования к речи взрослых, окружающих ребенка                                                    

Полноценное формирование активного словарного запаса у ребенка возможно в случае, если окружающие его взрослые соблюдают ряд требований, рекомендуемых логопедами. Речь должна быть:

  • правильной – без речевых нарушений;                                                               
  • четкой – без грассирующей артикуляции;
  • простой – фразы не должны быть более 2–4 слов;
  • повторяемой – для лучшего запоминания;
  • богатой – с использованием различных интонаций, эмоций, различных темпов речи и силы голоса.

 

Индивидуальные темпы овладения речью могут сильно различаться.
Есть дети, начинающие говорить свои первые слова, как и все, к 1 году,
а затем надолго остающиеся в своем речевом развитии на уровне оперирования
несколькими словами, сопровождая их эмоционально
окрашенными возгласами и жестами.

 

Успех развития крохи – в ежедневном общении

Чем шире активный словарный запас ребенка, тем выше его потенциал для хорошей учебы и качественной социализации в обществе. Поэтому пока логопеды спорят о том, сколько же слов знает, понимает и умеет произносить малыш в том или ином возрасте, задача родителей – ежедневно заниматься с ребенком, разговаривать с ним и отвечать на вопросы любознательного непоседы.

 

Зарубежный и отечественный взгляд на детский активный словарный запас

В зарубежных исследованиях приведены средние цифры словарного состава
речи детей в возрасте от 1,6 до 6 лет: к 1,5 годам у ребенка насчитывается
около 100 слов, к 2 годам – 300–400, к 3 годам – 1 000 – 1 100,
к 4 годам – 1 600, к 5 годам – 2 200 слов.

Отечественные исследователи отмечают, что в 1 год ребенок активно
владеет 10–12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается
до 3 000 – 3 500 слов. Также отмечается, что в словаре 4-летнего ребенка
наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных,
5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов,
0,9% междометий и частиц.

 


Ольга Самойлова, психолог: «На развитие головного мозга ребенка, а в частности на формирование активного словарного запаса, также положительно влияет и развитие мелкой моторики рук. Еще во II веке до н. э. китайские ученые утверждали, что упражнения с участием рук хорошо воздействуют на деятельность мозга.

Физиолог В. М. Бехтерев в своих исследованиях доказал, что мелкие движения рук улучшают произношение многих звуков и развивают речь. А Мария Монтессори, детский психолог, создала программу развития мелкой моторики рук.

Стоит отметить, что недостаток развития мелкой моторики является причиной узкого активного словарного запаса, трудностей в произношении многих звуков: “р”, “л”, “ш” и др. Для развития мелкой моторики ребенка полезны массаж, пальчиковая гимнастика и развивающие игры. Для новорожденного ребенка подойдет простое поглаживание ручек: как только малыш разожмет ладошку, можно слегка погладить пальчики, начиная от ладошки, продвигаясь по пальчику и приговаривая:

Здравствуй, солнышко-ладошка! (взять ладошку в руку, будто здороваясь)
Поиграем мы немножко:
Вот кружок твой (круговые движения по ладошке),
Вот лучи (провести по каждому пальчику),
Вот как прыгают чижи (нажимать на подушечки пальцев, “скакать” по ним).

Вариантов массажей и пальчиковых гимнастик много: “Сорока-Белобока”, “Ладушки”, “Мой мизинчик, где ты был?”, “Сидит белка на тележке”. В качестве развивающих игр стоит отметить лепку (сплошным, шариковым пластилином, лепку из теста), рисование (акварельными, пальчиковыми красками, карандашами, фломастерами), аппликацию, создание коллажей, плетение из разноцветных нитей, из соломки, оригами и создание поделок».

Эксперт: Ольга Самойлова, психолог
Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com