обсудить в сообществе ДЦП

Нарушение развития детской речи: причины, риски и лечение

Подготовлено:
Нарушение развития детской речи: причины, риски и лечение

Нарушение развития детской речи

Нарушение развития детской речи Нарушение развития детской речи: причины, риски и лечение
Основным показателем психологического развития ребенка является его речь. Как с первых лет жизни малыша определить, нет ли в ней нарушений?
обсудить в сообществе ДЦП

Овладение речью – один из основных показателей психологического развития ребенка. Поэтому важно с первых лет его жизни определить, нет ли нарушений.

Причинами отставания в развитии речи могут стать:

  • патология течения беременности и родов;
  • нарушения слуха и функций артикуляционного аппарата;
  • наследственный фактор;
  • задержка психического развития;
  • неблагоприятные факторы социального окружения.

Типы расстройства речи

Молчание и общение жестами

Некоторые родители отмечают у ребенка особую молчаливость. И хотя он хорошо слышит и понимает обращенную речь, но не желает говорить и вместо слов пользуется жестами и мимикой.

В этом случае у ребенка затруднена организация речевых движений, их координация, что и служит причиной отставания в развитии, хотя он хорошо понимает речь окружающих.

Собственная речь долго не развивается либо состоит из ограниченного числа отдельных слов, которые проговариваются медленно и с искажениями. Такие дети понимают неполноценность своей речи, боятся вызвать насмешки окружающих. Поэтому и отказываются от общения, становясь все более замкнутыми.

Непонимание значения слов

Нарушение связано с дисфункцией сенсорного центра речи. То есть не образуется связь между произносимым словом и тем предметом или действием, которое это слово обозначает. Ребенок слышит, но не понимает речь. Иногда он понимает лишь отдельные слова или только одного человека, к примеру, маму, и совсем не понимает других.

В более тяжелых случаях ребенок совсем не понимает речь окружающих, относится к ней как к бессмысленным звукам. При произнесении слов делает ошибки в ударениях, допускает звуковые замены, искажения слов. Новые слова и фразы осваивает медленно.

Нарушение слуха

Трудности понимания речи могут быть связаны и со слабым слухом или его ухудшением. Снижение слуха бывает врожденным или развивается в результате воспалений или травм среднего и внутреннего уха.

При подозрении на частичную или полную потерю слуха ребенку с задержкой развития речи необходимы консультация ЛОР-врача и специальное аудиологическое исследование. Чем раньше обнаружатся дефекты слуха, тем быстрее можно начать необходимое лечение или снабдить малыша слуховым аппаратом.

Психологические условия для развития речи

Начиная с первого года жизни ребенка находящиеся рядом с ним люди стимулируют его развитие и дают образец речи. Она формируется и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, воспитания и обучения.

Поэтому, если детям не уделять должного внимания, они начинают говорить поздно и речь бывает крайне обеднена.

Риски нарушения развития устной речи

Если нарушения речи у ребенка не диагностировать своевременно и не предоставить лечебной помощи, это может отразиться на его развитии в целом. Прежде всего, на навыках чтения и письменной речи.

Такие дети обладают нормальными интеллектуальными способностями, у них нет нарушений со стороны зрения и слуха. Тем не менее они сильно отстают от сверстников в освоении чтения и письма:

  • читают очень медленно – по буквам или по слогам;
  • плохо понимают смысл прочитанного;
  • допускают большое количество ошибок в письменных работах.

Лечению – быть

Детям с нарушениями развития речи должна оказываться всемерная помощь:

  • логопедическая;
  • педагогическая;
  • психотерапевтическая;
  • медикаментозная.

Проведение коррекционных мероприятий и медикаментозной терапии должно осуществляться индивидуально и только под наблюдением врача.

А так как преодоление нарушений речи – процесс длительный, необходимо запастись терпением и обязательно верить в благополучный результат.

Олеся Бутузова, врач-педиатр: «Нарушения речи у ребенка всегда являются для родителей тревожным звоночком, указывающим на то, что малышу требуется помощь. В зависимости от вида проблемы ему необходим определенный специалист или группа врачей. Так, при длительном молчании и общении жестами ребенку в первую очередь требуется психолог. При нарушениях слуха – ЛОР-врач, а при нарушении произношения – логопед. Зачастую к докторам присоединяется невролог и педагог-дефектолог».

 

Примерно в 80%  случаев слух у детей, а с ним и развитие речи, ухудшаются в возрасте
до 2 лет. Причинами этого могут быть детские инфекции (в особенности менингит, корь,
скарлатина), отиты, применение антибиотиков (прежде всего, стрептомицина). 

 


Эксперт: Николай Заваденко, доктор медицинских наук, профессор кафедры неврологии педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета 
Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com
обсудить в сообществе ДЦП

Новые статьи

все статьи

Особенности отдыха в Краснодарском крае

Откройте для себя волшебство Краснодарского края, где природные красоты Черноморского побережья великолепно сочетаются с возможностями для оздоровления и активного отдыха.

Новости

все новости

Сообщества

Форумы

О чем расскажут шевеления плода

Шевеления плода вызывают у будущих мам множество положительных эмоций. Когда и как женщина чувствует шевеления плода? В каких случаях «поведение» плода может стать сигналом тревоги, а когда ...

Запрещенные и разрешенные лекарства при грудном вскармливании

Во время грудного вскармливания иногда возникает необходимость приема лекарственных препаратов. Можно ли продолжать кормить малыша грудью? Отвечает доктор Комаровский.