Med

Задержка психического развития

Снижение темпа психического и психологического развития в детском возрасте приводит к отставанию от нормы по отдельным психическим функциям или их сочетаниям.

Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение психического и психологического развития в детском возрасте. Заключается в снижении темпа развития и его отставания от нормы у отдельных психических функций – мнестической (функция памяти), когнитивной, речевой, эмоционально-волевой – или их сочетаний. Задержка психического развития характерна для детей младшего школьного возраста; если же клиническая картина заболевания сохраняется и прогрессирует в более старшем возрасте, то о ней говорят уже в рамках умственной отсталости.

Задержку психического развития принято дифференцировать на:

  • ЗПР конституционального происхождения;
  • ЗПР соматогенного происхождения;
  • ЗПР психогенного происхождения;
  • ЗПР церебрально-органического происхождения.

Группы и факторы риска
Дети, находящиеся в неблагоприятных условиях развития или перенесшие родовые травмы.

Причины задержки психического развития

  • Дородовая, внутриутробная травматизация центральной нервной системы, интоксикация или инфицирование;
  • органически обусловленные поражения мозговых структур;
  • эндокринные нарушения;
  • нарушения анатомической целостности и функциональные нарушения анализаторных систем;
  • генетическая обусловленность;
  • опыт переживания психотравмирующих ситуаций;
  • дисгармоничные условия воспитания (гипо- и гиперопека);
  • эмоциональная, информационная или сенсорная депривация, ранняя длительная госпитализация.

Симптомы задержки психического развития

  • Неустойчивость эмоционально-волевого функционирования, обусловленная его недоразвитием; лабильность (подвижность) эмоционального фона от отстраненной замкнутости до болезненного сниженного настроения и приступов гнева;
  • не соответствующие нормам данного этапа развития интеллектуальные показатели;
  • психический инфантилизм, проявляющийся в характерных суждениях, составе речи, поведенческих проявлениях, коммуникации;
  • педагогическая запущенность на фоне низкой обучаемости;
  • нарушение обучения навыкам письма и чтения, речевые расстройства и дефекты;
  • расстройства памяти и мышления;
  • плохо сформированные коммуникативные навыки, взаимодействие с окружающими поверхностное, ситуативно обусловленное.

Диагностика задержки психического развития

  • Нейропсихологическое обследование;
  • патопсихологическое исследование;
  • клинико-психологическое интервью.

Лечение задержки психического развития

  • Комплекс коррекционных мер психолого-педагогической и социально-реабилитационной направленности, включающий деятельность различных специалистов (логопедов, дефектологов, психологов, специальных педагогов по системе Монтессори, неврологов, психиатров) и нацеленный на стимулирование и поддержку темпов нормального развития ребенка;
  • применение психофармакологических препаратов из группы ноотропов, нейролептиков и витаминов группы В.

Прогноз
По сравнению с умственной отсталостью необратимого характера, задержка темпов психического развития имеет относительно благоприятный прогноз. Своевременно предпринятые меры по психолого-педагогической коррекции и социальной адаптации позволяют нормализовать темпы развития ребенка.

Профилактика задержки психического развития
Развивающие игры, социально-педагогические и психолого-реабилитирующие мероприятия, проведение занятий с дефектологическим, логопедическим, моторно-развивающим акцентом.

Создано по материалам:

  1. Лебединская К. С. Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя / Сост.: Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учебное пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
В материале использованы фотографии, принадлежащие findingtheworld.com