В кабинет, как вихрь влетает бабушка. «Никого нет, заходи», — кричит она через дверь.
На её зов появляется мама с двухлетним сыном на руках. Взгляд мальчика сразу же останавливается на машинках. Бабушка сгребает их в кучу: «Уберите!» Я выполняю её просьбу и спрашиваю о жалобах.
⠀
Оказывается ребенок самостоятельно не ходит, пополз в 1г. Знакомлюсь с заключением неврологов: мышечной тонус, рефлексы в норме. Диагноз: Задержка моторного развития.
В назначениях ноотропы. За год пройдено 4 курса внутримышечных уколов.
⠀
Перехожу к осмотру. Мальчик общительный. Для двухлетки хорошо говорит, правда бабушка и мама постоянно его перебивают и поправляют. Ребенок спокойно разрешает провести обследование. Мама и бабушка весь осмотр сетуют, что вот-вот он расплачется, то и дело копошаться в пакетах, даже предлагают вернуть на место машинки, чтобы отвлечь.
⠀
На просьбу поставить ребенка на ноги для оценки опоры, бабушка вскакивает со стула: «Упадет же, убьется.» Но ребенок уверенно стоит.
⠀
«Вы всё время с сыном на руках?»— спрашиваю я.
«Конечно, он не ходит же!» — говорит мама.
«Мы Вам с самого начала об этом говорим.»— вторит ей бабушка.
— Когда впервые отпустили сына на пол?
— Пол у нас холодный, да и грязно. В кроватке или в манеже до года сидел. На полу не был.
— А пополз как же?
— Пришли в гости, а там кот. Сын сидел у меня на коленях, гладил кота, тот встал и ушел, ребенок за ним. Да шустро так на четвереньках!
⠀
Тем временем бабушка не выдерживает и берет внука на руки.
— Вы скажите чем лечить-то? Час разговариваем с Вами, а толку нет!
— Ничем не лечить. Свободу и безопасность передвижения обеспечить. С рук спустить и не брать пока сам не попросит.
⠀
Бабушка морщась, вылетает из кабинета. Мама потупив взор, кажется, что-то поняла.
«Неужели не было даже попыток хождения?» — задаю последний вопрос.
— Были. Сыну нравится телефон мужа, готов идти за ним. Но мы прячем телефон, сломает ведь.
⠀
Пациента больше не видела, но уверенна, что пошел.