обсудить в сообществе ДЦП

Иппотерапия: когда лечит лошадь

Подготовлено:
Иппотерапия: когда лечит лошадь
Иппотерапия: когда лечит лошадь
В последние годы в качестве средства реабилитации все активнее используют иппотерапию. Этот метод имеет достаточно длинную историю и на сегодняшний день распространен и признан практически во всем мире. Иппотерапия обладает комплексным воздействием на организм, положительно влияя на физическое и психическое развитие ребенка с ДЦП.
обсудить в сообществе ДЦП

Термин «Иппотерапия» является международным и подразумевает использование общения с лошадью, верховой езды на лошади и в упряжках в качестве средства лечения, реабилитации, воспитания, адаптации и интеграции больных с поражением центральной нервной системы.

Иппотерапия – это одна из форм лечебной физической культуры, так как в ее основе, как и в основе ЛФК, лежит движение. Но, все же, эта форма особая потому, что она использует такой необычный «спортивный снаряд», как живая лошадь.

Уникальность иппотерапии объясняется тем, что благодаря воздействию ритмически упорядоченной моторной и сенсорной нагрузки на реабилитанта при его тесном контакте с лошадью достигается стабильно выраженный эффект. Многообразие биомеханических воздействий в сочетании с эмоциональным эффектом, получаемых при занятиях иппотерапией, невозможно достичь при использовании других средств адаптивной физической культуры.                           

Иппотерапия может проводиться в форме индивидуальных или групповых занятий. Индивидуальные занятия подразумевают обязательное участие 4-х основных «действующих лиц»: пациента, инструктора по иппотерапии, коновода и лошади. При необходимости к ним могут подключаться помощник инструктора и специалист (врач, педагог, логопед, дефектолог, инструктор или методист по ЛФК и др.). Групповые занятия проводит один тренерс группой из 4-6 всадников - пациентов, с каждым из которых работает помощник. Участие помощника целиком зависит от уровня подготовленности и умения всадника. Взависимости от возможностей и умений своего подопечного помощник страхует его и помогает ему управлять лошадью с помощью дополнительного повода или идет рядом, вмешиваясь в процесс только при необходимости.

Занятия иппотерапией направлены на достижение следующих навыков:

- овладение азами управления лошадью;

- совершенствование умений в верховой езде;

- постепенное усложнение, углубление и расширение умений в управлении лошадью, использование смены аллюров, элементов фигурной езды и другие упражнения;

- ознакомление с начальными элементами конноспортивных упражнений, их изучение, совершенствование.

Несомненным положительным аспектом данного реабилитационного метода является комплексное сочетание различных терапевтических воздействий: рефлекторное стимулирующее воздействие на все органы чувств, лечебная физическая культура, массаж, общее закаливание организма, психотерапевтическое воздействие.

Положительными результатами метода иппотерапии при ДЦП на двигательную сферу являются: формирование новых двигательных навыков, увеличение амплитуды движений в суставах, уменьшение спастичности мышц, профилактика подвывиха бедра, предупреждение контрактур в суставах, формирование тонкой моторики рук и ног, улучшение равновесия и координации движений, уменьшение выраженности гиперкинетического синдрома. Лошадь заставляет «работать» практически все группы мышц сидящего на ней ребенка, в том числе и парализованные мышцы. В результате чего они получают нагрузку, укрепляются, исчезает или уменьшается мышечная атрофия.

Езда на лошади позволяет неходячим детям пережить опыт «прямохождения». При регулярных занятиях, во-первых, начинают работать и укрепляются мышцы, необходимые для ходьбы, во-вторых, в коре головного мозга формируется стереотип «прямохождения». Тело и мозг ребенка готовятся к тому, что бы сделать первый самостоятельный шаг. Научившись балансировать на лошади, ребенок постепенно переносит этот навык в обычную жизнь и более уверенно чувствует себя на земле.

Иппотерапия оказывает влияние и на высшую нервную деятельность. Стимулируется мотивационно-познавательная деятельность. В результате этого ребенок приобретает навыки бытового самообслуживания. Снижается излишняя эмоциональная лабильность, повышается психическая активность, мобилизуется волевая деятельность, нормализуются и улучшаются эмоционально- поведенческие реакции: повышается самооценка, появляется уверенность в своих силах, уменьшение страхов, агрессивности, замкнутости. Верховая езда вызывает у ребенка много положительных эмоций, ощущений и переживаний, улучшается настроение, стимулируется развитие речи, обучаемости и внимания.

Формируются новые коммуникативные навыки, расширяется круг общения. Положительное влияние иппотерапии и на сердечно-сосудистую, дыхательную, иммунную системы проявляется уменьшением количества, продолжительности и тяжести простудных заболеваний, повышением устойчивость к физическим нагрузкам.

Несомненна и социальная значимость данного реабилитационного метода – у ребенка появляется надежда на реальную возможность существенного улучшения самочувствия, интерес к занятиям конным спортом. Верховая езда обеспечивает развитие собственной значимости и веры в себя, когда ребенок с ограниченными физическими возможностями способен передвигаться на мощном животном, управлять им.

И последнее. Живое тепло лошади, тот эмоциональный настрой, который испытывает пациент, общаясь с животным, не сможет дать ни один тренажер.

Самое главное для пациента – поверить в себя, что-то суметь! Сможет в малом – получится и в большом!

Многолетний опыт применения иппотерапии в ряде зарубежных стран показывает бесспорное улучшение состояния пациентов с различной степенью выраженности двигательных расстройств. Это улучшение проявляется в повышении общей работоспособности и большей восприимчивости к традиционным терапевтическим методам, связанным часто с сокращением необходимого медикаментозного лечения.

Источник:

Методические рекомендации «Иппотерапия при детском церебральном параличе», разработанные Научно-практическим Центром детской психоневрологии Департамента здравоохранения г. Москвы 

В материале использованы фотографии, принадлежащие bashlenta.com
обсудить в сообществе ДЦП

Новые статьи

все статьи

Почему Лего — лучшие игрушки в мире для детей

Лего — это не просто игрушка, а целый мир возможностей для детей. Узнайте, как игрушки Лего способствуют развитию креативности, улучшению моторики и обучению через игру.

Современные тренды в мире мебели для дома

Узнайте о ключевых трендах в мире мебели для дома: экологичность, многофункциональность, умные технологии и уникальные дизайнерские решения, которые помогут создать уютный и стильный интерьер в 2024 году.

 

Новости

все новости

Сообщества

Форумы

Экология детской комнаты: как созрать гармоничное пространство для ребенка?

Для того чтобы обеспечить здоровье и благополучие детей, важно создать для них безопасное с точки зрения экологии пространство в вашем доме.

Здоровый новогодний стол: рекомендации и рецепты

Можно ли продумать праздничное меню таким образом, чтобы не навредить своему здоровью? Можно, и рекомендации medweb.ru помогут вам в этом.