Живая мишень: к чему приводит стресс?

Подготовлено:
Живая мишень: к чему приводит стресс?

Последствия стресса

Последствия стресса Живая мишень: к чему приводит стресс?
Душевное здоровье лежит в основе физического здоровья. Многочисленные исследования подтверждают: эмоциональное состояние человека оказывает прямое воздействие на иммунную систему, сбои в работе которой чреваты болезнью. 

Душевное здоровье лежит в основе физического здоровья, поэтому народная мудрость – «все болезни от нервов» – имеет под собой вполне научную почву. Современные исследования подтверждают, что эмоциональное состояние человека оказывает прямое воздействие на иммунную систему, сбои в работе которой вызывают болезнь. Но нервные расстройства разного рода (стрессы, депрессии, нервные срывы) постепенно становятся привычным сопровождением нашей жизни.

 

В Индии подозреваемому в преступлении для проверки давали
пожевать рис. С точки зрения индийцев, невиновный человек спокоен.
В состоянии же стресса тормозится механизм слюноотделения
и провинившийся выплевывает зерна сухими.

 

Стресс: что это такое?

Стресс представляет собой системную реакцию организма на любое биологическое, химическое, физическое и психологическое воздействие. Цель этой реакции – приспособиться.
Само понятие «стресс» (от англ. stress – напряжение, нажим, давление, гнет) ввел английский психолог Уолтер Кэннон в 1930-е годы, а его канадский коллега Ганс Селье впервые использовал этот термин в 1943 году, и с этого времени новое понятие стало широко применяться в медицинской практике.
Производное этого термина – дистресс – означает форму стресса, запредельного для адаптации, иначе говоря, «негативного» стресса, влекущего различные сбои в работе организма.

Этапы стресса

Ганс Селье выделил три основных этапа стресса: тревога, резистентность, истощение.
Тревога. На этом этапе в кровь попадает адреналин (повышается артериальное давление, учащается пульс и дыхание, растет мышечное напряжение и количество сахара в крови), нервная система передает возбуждение остальным органам, происходит мобилизация всех ресурсов организма.
Резистентность (общего, неспецифического характера). На этом этапе устанавливается повышенная сопротивляемость стрессору (фактору, вызвавшему стресс).
Истощение. Эта стадия наступает в случае действия стрессоров высокой силы и длительности. На ней происходит спад сопротивляемости организма, который может привести к летальному исходу.

Виды стресса

Стресс различают по:

  • стрессореактивности (скорость нарастания уровня гормонов надпочечников в крови);
  • стрессоустойчивости (скорость возвращения к прежнему состоянию);
  • стрессору (физические, химические, биологические, психологические и др.);
  • длительности.

Особое значение для людей имеет психогенный (эмоциональный) стресс как результат социальных конфликтов разного рода, который сопровождается неопределенными прогнозами и невозможностью разрешить ситуацию привычными способами по тем или иным причинам. Хронический стресс может приводить к психосоматическим заболеваниям, в то время как умеренные по силе и длительности стрессовые факторы полезны для поддержания организма человека в тонусе.

 

После Первой мировой войны был зафиксирован скачок
заболеваемости сахарным диабетом и токсическим зобом в России
и Германии. А после Второй мировой войны в Англии участились
заболевания щитовидный железы («зоб бомбоубежищ») как
результат стресса из-за постоянных бомбежек.

 

Влияние стресса на системы организма


Сердечно-сосудистая: учащенное сердцебиение, аритмия, головная боль, гипертония, болезнь Рейно, инфаркт миокарда, ишемическая болезнь.
Дыхательная: одышка, нарушение функций гладкой мускулатуры бронхов.
Эндокринная: дисбаланс гормонов, сахарный диабет.
Мочеполовая: воспаление мочевого пузыря, нарушение менструаций, женское бесплодие, затруднение эрекции, преждевременная эякуляция, снижение активности сперматозоидов, импотенция.
Мышечная: гипертонус.
Иммунная: снижение иммунитета.
Нервная: неврозы.
Желудочно-кишечный тракт: расстройства пищеварения, запор, язва, язвенный колит.
Печень, желчный пузырь, почки: угнетение функций.
Кожа: крапивница, угри, экзема, псориаз.

Неврозы

Неврозы проявляются в таких расстройствах эмоциональной сферы, как подавленность, тревога, страх, истеричность, раздражительность, отчаяние, нетерпимость, потливость, дискомфорт в области сердца, нарушения сна и аппетита и т. п.
Предпосылки неврозов, частого спутника стресса, закладываются в детстве как результат нестабильной семейной атмосферы (постоянные конфликты,  неуважение к личности ребенка и т. п.). Чем слабее нервная система и воля человека, чем более он внушаем, тем больше у него шансов получить невроз. При этом могут нарушиться условные рефлексы или возникнуть несоответствие между силой раздражителя и ответной реакцией.

Профилактика неврозов

Профилактика неврозов – это в первую очередь правильное воспитание, направленное на формирование у ребенка адекватной оценки своей личности, тренировку волевых и адаптивных навыков и поддержание нормального психологического климата в коллективе, в основе которого лежит уважение к человеку и его потребностям.
Стресс отражается на самых слабых с точки зрения здоровья органах и системах. Избежать стресса в жизни вряд ли удастся. Это означает, что разумнее будет укреплять организм и учиться правильно реагировать на стресс.

 

Многие замечают, что от сильного стресса люди теряют вес, а от
слабого, но регулярного, набирают. Стресс вызывает потребность
организма в магнии, которую могут удовлетворить продукты с
высоким содержанием калорий, например, шоколад. Еда
успокаивает, а привычка к перееданию закрепляется.

 


Ярослав Колпаков, клинический психолог, кандидат психологических наук: «В современной психологии сформировано понятие стресс-преодолевающего (копинг-) поведения. Это особое поведение человека, направленное на наиболее эффективное совладание с различными сложными жизненными ситуациями, их эффективное преодоление.
Для такого эффективного преодоления человеку важно развивать собственные личностные ресурсы преодоления. К ним относят развитое понимание себя, позитивную самооценку, способность понимать и сопереживать другим людям, потребность в общении и понимании других людей, вера в свою способность эффективно решать различные жизненные задачи, способность обращаться за помощью к другим людям (членам семьи, друзьям, специалистам).
Также важно уметь использовать различные способы совладания со стрессом – стратегии. В некоторых ситуациях важно уметь выстроить поведение, направленное на избегание стрессора. В других же ситуациях, наоборот, важно столкнуться со стрессором, спланировать и реализовать поведение, направленное на эффективное совладание с ситуацией. В третьих же ситуациях очень эффективным может быть стратегия обращения за социальной поддержкой – к членам семьи, друзьям, специалистам (врачам, психологам и т. д.)».

Эксперт: Ярослав Колпаков, клинический психолог, кандидат психологических наук

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Новые статьи

все статьи

Бактериологическое исследование мокроты на флору: значимость и этапы проведения

Узнайте, как бактериологическое исследование мокроты помогает выявить возбудителей инфекций дыхательных путей и подобрать эффективное лечение. Подробно о процедуре, этапах и значении анализа мокроты на флору.

Почему Лего — лучшие игрушки в мире для детей

Лего — это не просто игрушка, а целый мир возможностей для детей. Узнайте, как игрушки Лего способствуют развитию креативности, улучшению моторики и обучению через игру.

Сообщества

Форумы

Военнослужащих будут проверять на наркотики

Солдаты и офицеры Вооруженных сил России будут проходить обязательное тестирование на наркозависимость.

Последствия ожоговых травм у детей

Детские ожоги – это проблема, которая тревожит и родителей, и врачей. Какую угрозу несут в себе все виды ожогов и каковы их последствия?