Мужское здоровье. Дизрапторы
Химическая угроза сильному полу
Дизрапторы – не динозавры, они еще страшнее. «Химическая угроза сильному полу действительно существует», – считает Михаил Корякин, андролог, кандидат медицинских наук, заместитель директора Республиканского центра репродукции человека Минздравсоцразвития России. Репродуктивная система мужчин очень уязвима: в половых железах идет колоссальный обмен веществ, позволяющий органу полностью обновляться всего за 25 дней.
История вопроса
Впервые об эндокринных разрушителях – дизрапторах – заговорили в начале 60-х годов минувшего столетия, после того как в 1940–1950 годы американские женщины для предупреждения выкидышей стали широко применять эстрогенный препарат «ДЭС». В результате участилось число уродств у новорожденных, а каждый 4-й мальчик рождался с микрофаллосом. В наш обиход ворвались и другие химически синтезированные вещества – бисфенол А, фталаты, диэтилстильбэстрол, пестициды. Появилось подозрение, что они пагубно влияют на мужскую репродуктивную систему.
К началу 1990-х годов было проведено около 20 исследований, изучающих влияние бытовой химии на здоровье мужчин. В половине из них делался вывод, что новые химические соединения, оказывая эстрогеноподобное действие, конкурируют с рецепторами мужских половых гормонов: нарушают их регуляцию, вносят ошибки в формирование репродуктивной системы, приводят к качественному ухудшению таких показателей семенной жидкости, как концентрация сперматозоидов, их подвижность и строение.
Другая половина ученых заявляла, что эти вещества не представляют опасности для мужской репродуктивной системы. После тщательной проверки научный мир пришел к выводу, что достоверными можно признать лишь две работы, а поэтому необходимы дальнейшие многолетние – как минимум 10 лет и дольше – наблюдения для приемлемых обобщений.
Исследования в Европе
Серьезное обследование было проведено в Париже. Оказалось, что у французских мужчин средняя концентрация сперматозоидов каждый год снижается почти на 2 %. В явно «минорной» тенденции обвинили продукты химического синтеза. Подтверждение неожиданно пришло из Италии: более 10 лет назад в городе Сивези произошла крупная авария с большим выбросом диоксинов. Наблюдения выявили не только снижение у мужчин сперматогенеза, но и еще одну любопытную деталь: чем ближе люди проживали к очагу взрыва, тем больше в их семьях рождалось девочек. Обычно на 100 новорожденных девочек приходится 106 мальчиков: такое «неравенство» предусмотрено природой неспроста – сильный пол в силу активности чаще подвержен рискам, гибели, поэтому к 19–20 годам девушек и юношей становится примерно равное количество. А тут – изначальное «дамское» лидерство: число появившихся мальчиков снизилось с коэффициента 0,56 до 0,38!
Исследования в России
В середине 1990-х годов схожее обследование в городе Чапаевске Самарской области провел профессор Н. П. Гончаров из Эндокринологического научного центра РАМН. Построенный там завод по переработке химических отравляющих веществ имел серьезные технологические просчеты. Часть диоксинов попала в окружающую среду: воздух, почву, водоемы. В результате у местных мужчин был нарушен сперматогенез.
За «вычетом» вредных привычек
Становится очевидным: чтобы обоснованно обвинять окружающую нас «химию», нужно исключить из исследований такие отрицательно сказывающиеся на плодовитости и фертильности параметры, как подверженность стрессам, курение, употребление алкоголя, наркотиков, даже ношение обтягивающих джинсов, вызывающих перегрев яичек.
Занимаясь проблемой, ученые обследовали домашних животных, не отягощенных подобными привычками и страстями. Изучение 2 000 жеребцов впервые показало, что концентрация семенной жидкости снижается и у них. А единственное исследование диких животных – флоридской пантеры (вымирающий вид) – также доказало: у самцов ухудшенные показатели спермы, к тому же отмечается крипторхизм – неопущение одного или двух яичек из забрюшинного пространства в мошонку.
Осторожно, пестициды!
Еще с 1980-х годов, когда стали выявлять заболевания репродуктивной системы у сельскохозяйственных рабочих, внимание ученых привлекли пестициды. Полноценное исследование провел французский профессор Джегуа на Гваделупе, где на банановых и тростниковых плантациях применяют огромное количество подобной химии. У большинства мужчин изменений, к счастью, обнаружено не было; лишь у рабочих, проработавших более 14 лет, отмечалось небольшое снижение концентрации сперматозоидов. Но когда сравнили «местных» грызунов с их сородичами из соседнего экологически чистого района, то у первых обнаружили существенное уменьшение объема яичек, снижение концентрации сперматозоидов и плодовитости. Налицо был ярко выраженный эффект действия эстрогеноподобных пестицидов – пока у грызунов, но сама тенденция заставила специалистов серьезно задуматься.
Что в черном списке?
Дизрапторы настолько широко проникли в нашу жизнь, что говорить об их искоренении просто нереально. Однако знать химических врагов необходимо.
Бисфенол Асодержится в белой пленке внутреннего покрытия металлических консервных банок и в металлических бутылочных пробках, в пластиковой упаковке, некоторых наполнителях из искусственных материалов, применяемых в стоматологии.
Поликарбонаты содержатся в твердых пластиковых контактных линзах, пуленепробиваемом стекле.
Эпоксидные смолы, фталатыиспользуются в упаковках для пищевых продуктов из фольги, картона; различных клеях, применяемых в упаковочной промышленности; эмульсионных красителях; покрытиях для пола из поливинилхлорида; типографской краске.
Алкилфенолысодержатся в промышленных моющих средствах; антиоксидантных средствах, предотвращающих появление желтизны в искусственных прозрачных материалах; в средствах ухода за телом – шампунях, кремах для бритья, спермацетовых кремах; бензине.
Диоксины – хлорсодержащие соединениявходят в жиросодержащие продукты.
Пестициды и продукты их распадасодержатся в овощах, фруктах, молочных продуктах.
Пентахлорфенолвходит в состав средств для защиты древесины, изделий из кожи.
Не так давно ученые заинтересовались влиянием на репродукцию мужчин ксеногормонов, применяемых в животноводстве для повышения плодовитости и качества мясной продукции. Эти эндокринные дизрапторы могут содержать соединения, подобные мужским гормонам – андрогенам – или близкие к кортикостероидам (гормонам надпочечников).
Опасные «связи»
Никто не изучал, как влияет на человека комбинация этих соединений. И хотя за последние 100 лет размеры полового члена у здоровых мужчин в среднем не сильно изменились, оснований для оптимизма маловато, ведь агрессия продуктов химического синтеза началась не так давно. И как это скажется через десяток-другой лет на состоянии мужской репродуктивной системы, плодовитости, на балансе рождения мальчиков и девочек – никто пока не определил. Но уже, по крайней мере, известно: качество спермы лучше не стало. И у многих юношей возникают проблемы во взрослой жизни.
Сегодня уже не просто есть опасения, а научно доказано: накопление в окружающих нас предметах, почве, продуктах питания эндокринных дизрапторов, чаще всего веществ с эстрогеноподобным действием, приводит к повреждению здоровых человеческих клеток, в том числе половых. Особенно неблагоприятно эти химические соединения воздействуют на беременных женщин и мальчиков-подростков, вызывая у последних недоразвитие половых органов и сбои в репродуктивной системе.
Валерия КАСТАЛЬСКАЯ