обсудить в сообществе ДЦП

Дислексия

Дислексия Дислексия
Дислексия

Дислексия (нарушение способности к чтению) – нарушение психического развития ребенка, заключающееся в неспособности или частичной способности к обучению чтению и правописанию.


Дислексией называют врожденное расстройство способности к чтению и письму.  Манифестация (первый эпизод возникновения) приходится на младший школьный возраст, вследствие чего затрудняется общий процесс обучения.  Развивается на фоне сохранных интеллектуальной, когнитивной и мнестической сфер. Встречается заболевание сравнительно редко, чаще среди мальчиков. Дислексию следует дифференцировать от приобретенных расстройств чтения и письма (алексия).

Выделяют следующие формы дислексии:

  • зрительная – в основе лежат расстройства зрительного восприятия;
  • фонематическая – в основе лежат нарушения способности к анализу и синтезу речевых звуков;
  • аграмматическая – вследствие синтаксического и морфологического недоразвития речи;
  • семантическая – невозможность понять смысл прочитанного на фоне сохранной функции чтения;
  • мнестическая – в основе лежат расстройства речевой памяти;
  • тактильная (у невидящих) – вследствие нарушения восприятия символов букв при чтении по Брайлю.

Группы и факторы риска
Депривационные (обедненные) и/или травмирующие условия развития ребенка. Также к факторам риска относят перенесенные ребенком стрессовые и негативные эмоциональные переживания.

Причины дислексии

  • Органические и функциональные нарушения структур головного мозга;
  • депривационные (обедненные) и/или стрессогенные условия развития;
  • интоксикации и другие воздействия тератогенного (вызывающего нарушения развития) характера в дородовом, внутриутробном периоде;
  • родовая травматизация;
  • инфекционные заболевания в раннем периоде развития;
  • психические и неврологические расстройства;
  • педагогическая запущенность.

Симптомы дислексии

  • Невозможность или значительная затрудненность обучения чтению и правописанию, непонимание текста и значений отдельных слов, букв;
  • нарушение координации движения и ориентации в пространстве;
  • проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Диагностика дислексии

  • Нейропсихологическое обследование;
  • клинико-психологическое исследование (тестирование).

Лечение дислексии
Обычно применяются следующие методы:

  • нейропсихологическая коррекция;
  • психолого-педагогическое сопровождение;
  • методы нейро- и психолингвистики.

Прогноз в большинстве случаев относительно благополучен. Своевременно предпринятые меры психолого-педагогической направленности позволяют добиться значительных успехов в коррекции дислексии.

Профилактика дислексии

  • Дополнительная помощь, поддержка и контролирование в развитии навыков чтения и правописания у детей со стороны окружающих взрослых, в том числе со стороны специалистов (дефектологов, логопедов, педагогов, психологов);
  • совместное чтение с ребенком, чтение ребенку на ночь;
  • поощрение успехов ребенка в приобретении новых навыков;
  • игровая деятельность ребенка должна включать работу со словами и звуками.

 

Создано по материалам:

Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

 

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com
обсудить в сообществе ДЦП

Новые статьи

Форумы

Военнослужащих будут проверять на наркотики

Солдаты и офицеры Вооруженных сил России будут проходить обязательное тестирование на наркозависимость.

Легкие травмы мозга аукаются сильнейшими головными болями

Люди, получившие неопасные травмы головного мозга, впоследствии часто страдают от сильной головной боли.

Запрещенные и разрешенные лекарства при грудном вскармливании

Во время грудного вскармливания иногда возникает необходимость приема лекарственных препаратов. Можно ли продолжать кормить малыша грудью? Отвечает доктор Комаровский.

Трудоголизм: труд как наркотик

Для влюбленностей детского возраста выбор объекта интереса своего пола не является чем-то нездоровым. Причина – в малодифференцированной детской сексуальности. Малыши еще не делают различий по полу. ...