Клиническая картина эпилепсии

Подготовлено:
Симптоматология эпилепсии сложна и разнообразна. Она складывается из: 1) припадков, 2) острых психических расстройств и 3) хронических изменений психики.

Судорожный эпилептический припадок является наиболее важным, тяжелым и характерным симптомом эпилепсии и потому обычно описывается отдельно и в первую очередь.

Типичный эпилептический припадок (большой припадок) начинается внезапно, большей частью неожиданно для самого больного. Иногда наступлению припадка могут предшествовать предвестники в виде головной боли, раздражительности, недомогания, сердцебиения и т.п., и в таком случае больные знают, что у них скоро будет припадок.

Самый припадок начинается иногда явлениями очень короткой продолжительности (от нескольких секунд до нескольких минут), которые объединяются под общим названием ауры. Аура предшествует потере сознания и судорогам и проявляется или в каких-либо двигательных актах: бег, кружение на месте, выкрикивание отдельных слов или фраз и т.п. (моторная аура), – или в тех или иных неприятных ощущениях в теле, или элементарных галлюцинациях (сензорная аура), или в психических симптомах, чаще всего в аффектах страха, ужаса, более или менее сложных обманах чувств и т. п. (психическая аура).

После ауры (или без нее) внезапным и глубоким затемнением сознания начинается самый припадок, причем больной сразу падает, часто с пронзительным криком, в какой бы обстановке он ни находился (может упасть в огонь, в воду, на острые предметы).

Вслед за этим начинаются тонические судороги, характеризующиеся общим резким напряжением мускулатуры. Все тело вытягивается, руки сжаты в кулак, челюсти стиснуты, дыхание отсутствует, зрачки расширены и на свет не реагируют. Этот период тонических судорог длится 20—30 сек. и постепенно переходит в клонические судороги, которые сначала проявляются в виде беспорядочных отдельных движений, а затем, все усиливаясь, дают более резкие и равномерные сгибания и разгибания конечностей. Лицо при этом искривляется гримасами, на губах появляется пена, часто с примесью крови, как результат прикусывания языка. Дыхание при этом учащенное, прерывистое, с клокотанием, лицо делается синюшным, покрывается потом. Нередко отмечается непроизвольное отделение мочи, иногда и кала. Постепенно судороги слабеют, мускулатура расслабляется, лицо принимает нормальную окраску, дыхание выравнивается. С прекращением судорог и постепенным ослаблением напряжения мускулатуры заканчивается приприпадок. Продолжительность припадка обычно не превышает двух-трех минут.

После прекращения судорожного напряжения мускулатуры больные приходят в себя сразу или в течение некоторого времени остаются в состоянии неясности сознания. После припадка больные испытывают чувство разбитости, сонливости и не сохраняют воспоминаний о происшедшем. Чаще, однако, в связи с общей слабостью и разбитостью, вызванными припадком, больные, придя в себя, засыпают, иногда же припадок переходит непосредственно в сон.

Частота припадков различна. Большей частью они повторяются один-два раза в месяц, ночью чаще, чем днем. В некоторых случаях они могут отсутствовать в течение длительного периода. В отдельных случаях учащение припадков может принять угрожающий характер, когда припадки следуют один за другим (эпилептическое состояние), причем больные остаются лежать в состоянии глубокого беспамятства, сопровождающегося повышением температуры. Нередко такие состояния кончаются смертью.

Кроме больших припадков, различают малые припадки (petitmal), характеризующиеся внезапно наступающим кратковременным (несколько секунд) помрачением сознания при отсутствии судорог или при слабо выраженных судорожных сокращениях отдельных мышечных групп. Обычно больной во время работы или разговора внезапно бледнеет, глаза неподвижно смотрят вперед, сознание теряется на несколько мгновений, причем больной как бы застывает в том положении, в каком застал его припадок; падения при этом не бывает. Очнувшись, больной продолжает прерванный разговор или работу, не подозревая о случившемся с ним.

В других формах малого припадка воспроизводятся изолированно те или другие явления припадка: аура, затемнение сознания, зачаточные судорожные движения, головокружения и т.д. Малые припадки могут чередоваться с большими или замещать их.

Острые психические расстройства эпилептиков могут развиваться или в связи с припадками, предшествуя припадку или непосредственно следуя за ним, или возникать независимо от припадков. В последнем случае они носят название психических эквивалентов припадка, поскольку являются как бы заменой припадка.

Клинические формы этих острых эпилептических расстройств очень разнообразны и могут быть сведены к двум основным типам: 1) эпилептическим расстройствам настроения и 2) сумеречным состояниям сознания.

Периодические расстройства настроения (дисфории) являются наиболее часто встречающимся видом психического эквивалента. Расстройства эти начинаются без видимого повода и длятся от нескольких часов до нескольких дней. Расстройства настроения характеризуются обычно злобно-тоскливой раздражительностью, тревожным беспокойством, иногда страхом,  когда больной не находит себе места, ничем не может заняться, становится придирчивым, по незначительному поводу вступает в пререкания и ссоры с окружающими, нередко становясь агрессивным. В эти «плохие» дни эпилептик очень часто высказывает ряд необоснованных жалоб, обвинений в несправедливом к нему отношении и т.п. Во время таких вспышек различной длительности эпилептик становится крайне подозрительным, ищет виновника своих неудач, высказывает бредовые идеи преследования, сопровождающиеся иногда проявлением тяжелой агрессии.

Гораздо реже расстройства настроения проявляются в форме повышенного настроения, иногда с характером экстаза.

Другую основную группу острых психических расстройств у эпилептиков составляют сумеречные состояния сознания. Их клиническая картина очень разнообразна, но в основном сводится к расстройству сознания, с утратой способности ориентироваться и правильно воспринимать и оценивать окружающее, при недостаточной связности и последовательности мышления, неотчетливости и искаженности внешних впечатлений, вследствие чего поведение больного, не контролируемое сознанием, становится неправильным, в той или иной мере автоматическим и получает часто характер, опасный для него или для окружающих. Этому способствуют также наблюдающиеся иногда в таких состояниях изменения настроения в форме подавленности, аффектов тоски, страха, а также обманы чувств и бредовые идеи.

Из отдельных клинических разновидностей эпилептических сумеречных состояний следует назвать:

а) Делириозную спутанность, которая характеризуется яркими и обильными обманами чувств с преобладанием иллюзий и галлюцинаций зрения, большей частью устрашающего характера.

б) В более редких случаях, при менее нарушенном сознании и более сохраненной ориентировке на первый план выступают не столько обманы чувств, сколько бредовые идеи, что дает повод говорить об остром
эпилептическом параноиде
.

в) В сновидных состояниях отчасти проявляется в большей мере присущая эпилептикам склонность к автоматическим действиям: больные кажутся растерянными, несколько оглушенными, неясно воспринимают окружающее, куда-то стремятся, производят бессмысленные действия, иногда опасные.

г) Снохождение или сомнамбулизм (лунатизм), чаще встречающийся у детей и подростков и наблюдающийся и при других заболеваниях, не имеющих ничего общего с эпилепсией, представляет собою более выраженную форму эпилептического автоматизма. Больной ночью встает, ходит по комнате, совершает ряд неосмысленных действий или выходит из дома, бродит по крыше, блуждает вокруг и т. п. Спустя то или другое время, возвращается в постель или засыпает вне дома, не сохраняя на утро никаких воспоминаний о своем поведении.

д) Амбулаторный автоматизм представляет собою наиболее выраженную форму эпилептического автоматизма. В этом состоянии больные сохраняют внешне правильное поведение, производят впечатление
нормальных, не обращают на себя внимания окружающих, имея иногда только рассеянный, несколько безучастный вид. В подобном состоянии они имеют склонность к перемене места: уходят, блуждают и совершают иногда
отдаленные путешествия. Придя в себя, они оказываются иной раз далеко, в незнакомом месте, сохраняя лишь смутное воспоминание о происшедшем.

Несмотря на разницу в клинической картине, острым психическим расстройствам (психическим эквивалентам) свойственны некоторые общие черты: внезапное начало, сравнительная непродолжительность и столь же быстрое окончание, изменение сознания, неправильное поведение и, как правило, полная или частичная утрата воспоминания о пережитом (амнезия).

Сообщества

Форумы

Легкие травмы мозга аукаются сильнейшими головными болями

Люди, получившие неопасные травмы головного мозга, впоследствии часто страдают от сильной головной боли.

Запрещенные и разрешенные лекарства при грудном вскармливании

Во время грудного вскармливания иногда возникает необходимость приема лекарственных препаратов. Можно ли продолжать кормить малыша грудью? Отвечает доктор Комаровский.